НАВЕРХ

Новости

Как цифровой тенге поможет управлять расходами бюджета

Одним из ключевых перспективных направлений, в котором могут сегодня применяться цифровые валюты центральных банков (СBDC или ЦВЦБ), является государственное финансирование. Этот вопрос становится все более обсуждаемым в свете создания платформы национальной цифровой валюты Казахстана — цифрового тенге.

CBDC как финансовый инструмент нового поколения с продвинутой функциональностью обладает свойствами программируемости и включает возможности маркировки и отслеживания маркированных средств. Это обеспечивает новый уровень контроля, включая оперативный сбор данных для объективного анализа подрядчиков и проведенных закупок, что в итоге упрощает и снижает сроки реализации госконтрактов. Данное свойство и делает цифровые валюты довольно востребованным инструментом для управления бюджетными средствами.

С технической точки зрения маркировка CBDC может выглядеть так:

1. Клиенту банка — инициатору маркировки — открывается счет в CBDC и предоставляется доступ к функции маркировки;

2. Инициатор маркировки конвертирует средства из безналичных средств в CBDC;

3. Инициатор маркировки осуществляет маркировку средств, где указываются данные о получателе маркированных средств, сумме перевода, количестве уровней маркировки и ограничениях по получателям на каждом уровне, о времени окончания срока действия маркировки каждого уровня. Дополнительно могут быть указаны максимальные суммы использования на каждом уровне, дополнительные характеристики маркировки, например, номер договора для отслеживания госконтрактов и др.;

4. Получателю маркированных средств поступают деньги с ограничениями от инициатора маркировки;

5. Получатель средств осуществляет перевод в соответствии с заложенной маркировкой;

6. При наличии более одного уровня маркировки происходит дальнейший перевод средств — следующий получатель использует их в соответствие с заложенной маркировкой;

7. После того как все зашитые условия маркировки соблюдены, «окрашивание» снимается и маркированные средства приобретают вид стандартных. То есть такие средства могут далее использоваться по усмотрению владельца: конвертированы в другие формы денег, переведены другим пользователям или потрачены.

Для реализации механизма необходимо предварительно составить список контрагентов для каждого уровня маркировки. Например, госорган в рамках госконтракта определяет генерального подрядчика (первого получателя маркированных средств), а также формирует списки надежных субподрядчиков для всех уровней маркировки.

Далее получатели (например, субподрядчики) используют средства только в соответствии с маркировкой. Например, если техническим условием не предусмотрена возможность вывода CBDC в наличную или безналичную форму денег, транзакция будет невозможна.

Инициатору маркировки (например, госоргану) доступна функция по отслеживанию движения «окрашенных» средств. То есть он обладает полнотой данных по всей истории проведенных маркировок, а также может отслеживать транзакции с маркированными CBDC. В истории транзакции будет отображаться информация о ее дате и времени, участниках и суммах. Маркировка со средств снимается только тогда, когда все ее условия выполнены — с этого момента они перестают отслеживаться.

Token-based: так удобнее

Архитектура очень многих CBDC-проектов построена на token-based модели, реализующей два главных преимущества маркировки. Во-первых, на уровне пользователей не требуется иметь много отдельных счетов под каждый тип маркировки — токены могут быть потрачены только в соответствии с заложенными в них условиями.

Во-вторых, нет необходимости использовать несколько счетов с различными, но пересекающимися условиями маркировки, для одной крупной транзакции. В token-based модели токены с разной маркировкой, но с совпадающим условием (например, по получателю) могут быть потрачены в одной транзакции.

Области применения

Наиболее перспективные сценарии применения маркированных CBDC лежат в области взаимодействия государства с бизнесом и гражданами. В существующих механизмах госзакупок необходимы изменения, связанные с повышением уровня прозрачности и отслеживаемости исполнения государственных контрактов.

В исследованиях, проведенных странами ЕАЭС, отмечается несколько факторов, из-за которых эффективность выполнения госконтрактов снижается:

— Сложность и длительность проведения конкурсных торгов, высокая степень бюрократизации при проведении конкурсных процедур. Для заключения договоров необходимо пройти большое количество согласований;

— Отсутствие прозрачности и объективной оценки эффективности закупок. У госоргана отсутствует эффективный механизм контроля расходов подрядчиков и субподрядчиков, связанных с конкретным госзаказом.

— Также субподрядчики могут завышать стоимость произведенных работ, при этом такие моменты сложно проверить и проконтролировать. Кроме того, нередко бюджетные средства в рамках госконтрактов используются не по целевому назначению.

Решить эти проблемы во многом помогает маркировка CBDC. «Окрашенные» деньги нельзя использовать не по целевому назначению. Маркировка CBDC присваивает деньгам специальный признак, указывающий на допустимые цели расходования средств. В рамках процедуры маркировки можно, например, предусмотреть определенные категории товаров, услуг и контрагентов, с которыми можно осуществлять транзакции — иначе выделенные средства потратить не получится.

Маркированные средства также могут использоваться в программах развития для распределения целевых бюджетов и дальнейшего их контроля в рамках тендерных закупок, например, перевод оплаты в CBDC в рамках гостендеров.

Во многих странах Европы и СНГ существуют программы целевого распределения бюджетных средств, которые на сегодняшний день реализуются с использованием фиатных денег. К таким программам относятся, например, программы поддержки волонтерских центров, финансирования детских лагерей и допобразования во Франции, программа господдержки спортивных и культурных организаций в Норвегии. Такого рода программы могут быть в дальнейшем реализованы с маркированными CBDC.

В ряде стран CBDC могут применяться в различных сферах, например ЖКХ, где существует необходимость отслеживания и контроля расходов. В Казахстане в июле 2024 года уже стартовал пилотный проект по использованию цифрового тенге для маркировки расходования бюджетных средств. Выделены средства Национального фонда, которые запрограммированы на использование в строительстве участка железной дороги «Достык-Мойынты». Практика будет постепенно масштабироваться за счет вовлечения новых участников проекта, а также увеличения видов проектов, финансируемых из средств Нацфонда.

При взаимодействии государства и граждан CBDC могут быть использованы при выплате социальных платежей — детских пособий, пособий малоимущим, других социальных программ, обеспеченных из национального бюджета. Их можно применять как альтернативное платежное средство в адресной господдержке.

Есть и другие сценарии использования маркированных цифровых валют бизнесом и гражданами. Например, физические лица могут использовать «окрашивание» для родительского контроля — ребенок сможет потратить полученные деньги только согласно заложенной маркировке. Маркировка в бизнесе может применяться в рамках корпоративных программ, например, при перечислении средств сотрудникам на питание, такси, топливо.

В заключение

Польза маркированных цифровых денег в экономике для контроля их целевого использования, а также для соблюдения законодательства в ходе транзакций кажется очевидной. Однако в то же время существуют страхи, связанные с рисками тотального контроля со стороны государства за всеми транзакциями пользователей. Чтобы не допустить этого, важно одновременно с развитием технологий и пилотными исследованиями по маркировке проводить соответствующие законодательные инициативы, которые определят допустимые границы отслеживаемости, а также вести последовательную информационную работу с участниками рынка и обществом.


Руководитель практики CBDC компании Axellect Юлия Можаева для Kapital.kz