ИКТ-рынок: на турбо-скорости
Эксперты компании IDC проанализировали ИКТ-рынок Казахстана и предложили собственные прогнозы относительно его будущего до 2027 года. По оценкам IDC, объем национальной ИТ-отрасли к 2023 году достиг почти 5,9 млрд долларов и продолжит расти со среднегодовым темпом 6,48%.
ИТ-рынок Казахстана набрал турбо-скорость. Динамика его роста, по итогам 2023 года, составила более 8%, что превышает темпы роста ВВП страны (в декабре 2023 года на площадке Евразийского экономического совета президент Касым-Жомарт Токаев объявил, что рост ВВП республики составит 4,9%). Позитивный тренд, безусловно, связан с множеством факторов, среди которых немалое влияние имеет отложенный постпандемийный спрос.
Так, зрелость и непрекращающаяся активность на ИТ-рынке логичным образом придала ускорение сегменту ИТ-услуг. Это направление наиболее требовательно к экспертизе и опыту специалистов. Оно появляется только после преодоления достаточно высокой планки цифровизации, которая предполагает решение более узких задач по интеграции, настройке бизнес-приложений, обработке Big Data и прочего с учетом поставленных бизнес-целей.
Доля рынка ИТ-услуг в Казахстане к концу 2022 года достигла 8% относительно всей сферы ИКТ. И, по прогнозу аналитиков IDC, тенденция к росту сохранится в качестве доминирующего тренда, как минимум, до 2027-2028 годов. Наиболее активное развитие будет происходить в сегменте управляемых, а также проектно-ориентированных услуг (CAGR – 13,24% и 11,8% соответственно).
Чуть менее быстрые темпы, по мнению экспертов, покажет сегмент услуг поддержки оборудования и ПО (10,5%), что связано со снижением темпов инвестиций в аппаратные решения. Ключевым фактором для такого роста стал эволюционный процесс усиления спроса, который мы наблюдали последние годы в Казахстане. Все больше коммерческих, квазигосударственных и госкомпаний стали уделять внимание цифровизации. В стране появилась целая плеяда управленцев среднего звена и топ-менеджеров, которые понимают и готовы доносить до акционеров ценность ИТ-услуг и стратегического планирования в ИТ.
Они знают, чем цифровизация отличается от вложения денег в разрозненные решения, и как она позволяет генерировать новые ценности для бизнеса за счет интеграции технологий и новых процессов.
С другой стороны, в глазах компаний растет и ценность экспертизы. Это касается самых разных направлений – от подбора ПО до выбора облачных сервисов. Уровень зрелости рынка рождает потребность в более качественной сервисной системе интеграции, настройки, разработки и внедрения сложных системных решений.
Локомотивы рынка ИТ-услуг
Цифровизация – это эволюционный процесс, который затрагивает все отрасли. Выделять сегменты, в которых технологии более или менее востребованы, не имеет никакого смысла, но есть лидеры, которые в силу особенностей внутренней экономической ситуации и внешних факторов конкуренции вынуждены становиться пионерами на этой дороге перемен.
Первыми потребность в цифровизации испытывают бизнес-гиганты. У них есть больше процессов, которые нужно оцифровать, а также много накопленных данных, из которых можно получить коммерческую выгоду. Это подтверждается цифрами: по подсчетам IDC, в сегменте проектно-ориентированных услуг основной объем трат приходится на крупный (от 500 до 999 сотрудников) и очень крупный (со штатом от 1 тыс. человек) бизнес – 20,2% и 40,2% от всего объема рынка ИТ-услуг.
Таким образом, учитывая специфику Казахстана, несложно сделать выводы, что драйверами спроса ИТ-услуг становятся компании, которые вносят наибольший вклад в ВВП. Это нефтегазовая и горнорудная отрасли, а также финансовый сектор, где на фоне высокой конкуренции сложился тренд на экосистемный подход, породивший востребованность услуг сторонней разработки. Они привыкли много инвестировать в технологии и отдавать работу на аутсорс и аутстаф, одними из первых освоили работу в облаках.
На мой взгляд, следом за очевидными лидерами в потреблении ИТ-услуг следуют производственная и строительная отрасли. Но их вовлеченность в цифровизацию сильно зависит от макроэкономических показателей, а также стимулирующих программ, которые влияют на их бизнес в целом.
Новые возможности будут появляться и у малого и среднего бизнеса, который не может инвестировать в технологическое развитие в сопоставимых объемах. Однако с приходом крупных технологических игроков в Казахстан процесс использования тех же облачных сервисов станет значительно менее затратным.
Государственный вклад
Хочется более подробно остановиться на влиянии гостех-сегмента на рынок ИТ-услуг. По оценке аналитиков IDC, на сегодняшний день государство и государственные компании предпочитают обходиться своими силами в вопросах поддержки ИТ-систем. Однако в части проектной работы, особенно той, что касается инновационных технологий в социальной сфере, прибегать к сторонней помощи все же приходится – иметь в штате специалиста на каждый технологический вызов объективно невозможно.
Здесь можно возразить, что государственные организации и компании отнюдь не всегда становятся примером, на который стоит равняться. Но уровень цифровизации государственных услуг и работы государственных учреждений Казахстана не раз получал высокую оценку на международной арене. ООН поставили нашу страну на 29-е место в рейтинге уровня развития электронного правительства, тем самым Казахстан опередил в этом списке, например, все страны СНГ.
В связи с этим можно констатировать, что власти республики понимают важность технологического развития страны и поддержки этого направления для экономики, а государственные институты первого уровня масштабируют свой подход к организации процессов на следующие – региональные и муниципальные ступени. Именно здесь важную роль начинает играть гибридная модель государственно-частного партнерства. При ней достаточно большое количество региональных государственных органов вправе самостоятельно и с определенной степенью свободы принимать решения, какую часть разработки отдать на сторону провайдеров ИТ-услуг.
Сдерживающий фактор
При этом одна из ключевых проблем ИТ-рынка Казахстана – дефицит кадров – также приводит к тому, что многим игрокам приходится прибегать к аутсорсингу. Это одна из причин, почему так активно развиваются разнообразные виды сервисов разработки, поддержки, обслуживания и внедрения. Компании вынуждены искать разные варианты решения своих задач, исходя из реального положения дел.
При этом, нужно подчеркнуть, что дефицит кадров, хоть и приводит новых клиентов на рынок ИТ-услуг, имеет и понятный негативный эффект на саму отрасль. Для компаний из сегмента ИТ-услуг вопрос поиска хорошего эксперта стоит еще более остро, чем в остальных ИТ-сферах. Специалист здесь должен обладать не только технологическими навыками, но и знаниями, желательно практическими, в специфичной отрасли – нефте- или горнодобыче, металлообработке, понимать финансовые процессы и так далее.
Внедрение любой ERP-системы требует, чтобы человек имел вполне понятный финансово-экономический бэкграунд, но при этом он еще должен быть ИТ-специалистом. Где таких людей находить? – Это риторический вопрос. Как их готовить? – Трудная история. Мы сталкиваемся с этим на практике, и это по-настоящему мощный вызов, ответом на который пока остается только подготовка кадров внутри компании.
Процесс осложняется тем, что зарплатный рынок в ИТ Казахстана перегрет. В битве за человеческие ресурсы участвуют не только интегратор и компании, которые занимаются сервисными услугами, но и их клиенты, сами заказчики. Крупные игроки готовы заплатить в два, а то и в три раза больше любому специалисту, если он решит их проблему. Это важный фактор, который осложняет поиски сотрудников с опытом, у которых уже есть высокие ожидания от зарплат, и создает риски для вложений в начинающих специалистов, которые в любой момент могут принять выгодное предложение от контрагента.
Пока обстановка в мире не способствует сбережению ИТ-кадров в Казахстане. Есть внешние игроки, которые забирают к себе лучших специалистов, что нормально в рамках рыночных правил игры. Эта ситуация продолжится, пока не возымеют эффект шаги, которые предпринимаются правительством и государственными институтами для поддержки ИТ-отрасли и экономики в целом. Дефицит времени, бюджетных средств, проблемы с финансированием, загруженность ИТ-команд, проблемы с инфраструктурой или отсутствие экспертизы – все это влияет на каждое конкретное решение заказчиков. Поэтому кастомизированный подход к реализации ИТ-проектов, безусловно, продолжит в ближайшее время превалировать.
Тренды на рынке ИТ-услуг
Если говорить о том, какие тренды будут влиять на рынок ИТ-услуг Казахстана, то я бы остановился на трех технологических факторах – популяризация low-code решений; масштабирование практик миграции в облако и стремительное развитие искусственного интеллекта.
Развитие low-code решений сильно упрощает и ускоряет процесс появления новых продуктов. Системы позволяют заниматься разработкой программных решений не только разработчикам, но и конкретным профессионалам – маркетологам, финансистам, бухгалтерам. Человек, владея функциональной экспертизой, сможет самостоятельно, освоив довольно нетрудные инструменты, создавать интересные проекты, дополнять, корректировать настройки в текущих системах. В среднесрочной перспективе 3-5 лет это повлияет на зарплатный рынок и востребованность узкотехнических специалистов.
Еще одна тенденция – это рост рынка облачных сервисов. С одной стороны, мы наблюдаем, что у людей растет доверие к облачным решениям, с другой – в цифрах растет количество игроков, которые предлагают подобные продукты на рынке. На фоне этого в Казахстане накапливается экспертиза по этому вопросу, в том числе за счет россиян, которые за последнее время перебрались сюда жить.
Компании будут больше и чаще пользоваться облаками, что привлечет специалистов, которые займутся переносом в облако больших систем или их отдельных сегментов. Это точно потребует дополнительной экспертизы со стороны внешних консультантов, потому что миграция в облако – это нетривиальное упражнение, требующее очень скрупулезного и внимательного подхода, чтобы минимизировать риски при этом управлении.
Третий тренд, который имеет влияние почти на все отрасли, причем не только ИТ, – скачок в развитии искусственного интеллекта, который произошел за последние пару лет. Мы все видели этот бешеный взрывной рост на рынке ИИ-продуктов, который произошел с появлением ChatGPT. Многие тестировали инновацию, проверяли, как с ней можно работать. Пока большая их часть связана с b2c-сегментом, но технология определенно имеет большой потенциал для оптимизации производственных и бизнес-процессов, где есть много данных, на которых можно обучать «умные» модели.
Скорость изменений, которые связаны с инновационными продуктами, сегодня нарастает. Понадобилось меньше полугода, чтобы ИИ-продукты достаточно прочно вошли в нашу жизнь. В этой точке важно понять, как их правильно и эффективно инкорпорировать в ежедневный бизнес-процесс. И это задача ИТ-департаментов, с которой они – при помощи сторонней экспертизы или без нее – должны справиться.
Мирас КАСЫМОВ, Исполнительный директор Axellect
Для Dknews.kz