Антон Мусин: Как интерес к криптовалютам направить на пользу Казахстану
Перспективы регулируемых блокчейн‑сетей
Казахстан занимает лидирующие позиции на мировом крипторынке. По оценкам экспертов, страна находится на 19‑м месте в мире по количеству владельцев криптовалют и входит в топ‑10 крупнейших центров майнинга. С ростом использования криптовалют в жизни и бизнесе формируется новый финансовый рынок, который требует выработки новой политики, включающую концепцию использования технологии Web 3.0 в финансовом секторе. Наиболее эффективным вариантом, который включит в себя привлекательные для инвесторов инструменты криптомира и при этом будет функционировать в легальном поле по понятным правилам, должно стать создание новой криптоэкосистемы. В ее основе будет лежать развитие уже существующих и вновь созданных цифровых финансовых инструментов, которые свяжут традиционные регулируемые финансы с открытыми криптосетями.
Предпосылки к действию
В мире еще нет единого подхода к решению задачи регулирования криптофинансового рынка. Пока в США продолжается крупный спор Минюста и Binance, Китай ввел полный запрет на Bitcoin, признав в 2024 году криптовалюты формой отмывания денег. В Индии власти прошли через все стадии «принятия горя» — от полного запрета в 2018‑м, через 30‑процентный налог на доходы и блокировки девяти крупнейших криптобирж в 2023‑м до возобновления работы Binance в 2024 году.
Каждая страна проходит свой путь, но всех их объединяет одно — неизменный рост крипторынка, невзирая ни на какие ограничения — в 2024 году черный рынок крипты в Китае оценивают в $24 млрд, в Индии в год блокировки основных площадок количество криптопользователей достигало 20 млн человек, а объем транзакций составил $250 млрд.
В Казахстане МФЦА в 2022 году запустили пилотный проект, который разрешил криптобиржам открывать счета в банках второго уровня, а также появилась определенная регуляторная база. По сути, она обеспечивает выпуск и оборот криптовалют в границах песочницы на территории МФЦА.
Однако в реальности легальным каналом для покупки или продажи криптовалюты пользуются только 5% ее держателей в Казахстане — около 50 тыс. человек. Это показывает большой потенциал для роста. В тоже время только за 2023 год заблокировано около 1 тыс. нелегальных криптовалютных обменников. Но, как показывает мировой опыт, обычные инструменты контроля здесь практически не работают и необходима разработка новых инструментов и правил.
Не можешь победить — возглавь
На сегодняшний день в Казахстане лицензированные МФЦА биржи, судя по всему, сталкиваются с недостатком ликвидности, формируемой в основном за счет сотрудничества с крупными майнерами республики, а также с другими проблемами. Это, например, регуляторные ограничения, строгие процедуры верификации личности (KYC), ограничения на банковские операции и недостаточная адаптация к местным предпочтениям пользователей.
В результате многие держатели переходят на P2P‑обмен криптовалюты, предпочитая более гибкие и анонимные способы торговли. Это порождает дополнительные риски и создает рынок неконтролируемых финансовых операций, включая возможности для финансирования нелегальной деятельности. Такая ситуация требует внимания со стороны регуляторов и разработки эффективных мер по контролю за криптовалютным сектором в стране в большем объеме, чем это происходит сейчас силами МФЦА.
В Казахстане обсуждается запуск криптокарт, которые также будут действовать в рамках регуляторной песочницы. Пилотные проекты есть с международной криптобиржей ByBit, свою карту выпускал Евразийский банк в сотрудничестве с казахстанской криптобиржей Intebix, переговоры о запуске карты с Нацбанком ведет Binance. Но доступ к таким инструментам есть только у ограниченного числа клиентов.
Таким образом, имеющийся подход к регулированию криптоинструментов не решает всех проблем с контролем за происхождением средств — вне регулирования, по сути, остаются все P2P‑сделки, криптообменники, в том числе легальные, и криптокошельки. В серой зоне продолжат существовать все крупные децентрализованные биржи и другие DeFi игроки.
Попытка напрямую соединить традиционные финансовые институты с открытыми сетями влечет за собой целый список рисков.
- Отток капитала: прямая интеграция может способствовать оттоку капитала в нерегулируемые юрисдикции, что ослабляет контроль над капиталом и снижает финансовую стабильность.
- Барьеры для участников: создание высоких барьеров для входа ограничивает доступ участников рынка и снижает уровень финансовой инклюзии.
- Гибкость управления ликвидностью: ограниченная гибкость в управлении ликвидностью затрудняет быструю реакцию на изменения рыночных условий.
- Сложности мониторинга: децентрализация усложняет мониторинг операций, что увеличивает риски волатильности и снижает безопасность транзакций.
- Высокие затраты на регулирование: соблюдение нормативных требований при прямом регулировании становится менее эффективным и дорогостоящим.
Избежать этих проблем и получить реальную пользу от технологий Web 3.0 в финансовом секторе возможно. Для этого Казахстану необходима долгосрочная стратегия развития, которая позволит лучше управлять крипторынком, сохраняя при этом возможности для его роста. Используя лучшие практики в применении распределенных бизнес‑моделей и технологий, страна сможет стимулировать новую волну развития финансового сектора.
Концепция новой экосистемы. Четыре волны
Финансовый рынок Казахстана можно условно разбить на три элемента. Первый — традиционные институты, такие как банки, платежные организации и биржи, которые действуют в регулируемом поле. Второй — открытые публичные криптосети, которые находятся вне контроля Национального банка и регулируются через другие юрисдикции (МФЦА). Третий — молодая, формирующаяся система регулируемых цифровых финансов, включающая проект «Цифровой тенге» и токенизированные активы. Все три элемента в настоящее время недостаточно интегрированы и существуют без существенной связи друг с другом, что препятствует их эффективному взаимодействию. Сети являются закрытыми, но в будущем это может измениться.
С учетом трендов, связанных с интересом к криптовалютам и возможностям крипторынка, для регулятора открывается возможность возглавить новый этап инноваций в финансовой индустрии Казахстана. Формирование регулируемой криптоэкосистемы обеспечит условия для привлечения новых легальных участников рынка. Ее можно представить в виде четырех волн, каждая из которых вносит дополнительный уровень интеграции и контроля, постепенно создавая всё более стабильную и комплексную систему, способную поддерживать инновации и обеспечивать безопасность пользователей.
Первая волна: основы регулирования и безопасность транзакций
На первом этапе акцент необходимо сделать на создании безопасной и регулируемой возможности покупки и продажи криптовалют. Это предполагает использование стейблкоинов и токенизированных депозитов (ТД) в качестве основного инструмента доступа к криптоактивам.
При этом потребуется ограничить использование P2P‑сделок, а также доступ к децентрализованным финансовым (DeFi) проектам — таким образом будут минимизированы риски, связанные с неконтролируемыми операциями. Торговля криптоактивами будет возможна только через регулируемых игроков (банки и биржи), что обеспечит прозрачность и стабильность для новых участников рынка.
Реализация первого этапа подобной комплексной и продвинутой интеграции и регулирования может быть достигнута с использованием токенизированных производных финансовых инструментов. Например, одним из таких инструментов является цифровой тенге, который выступает ключевым связующим звеном между регулируемыми цифровыми активами и традиционным финансовым сектором. Этот подход уже позволяет объединить преимущества цифровых технологий, такие как прозрачность и высокая скорость операций, с надежностью и стабильностью существующих финансовых механизмов, способствуя формированию гибридной экосистемы, что обеспечивает более широкие возможности для коммерческого и инвестиционного использования.
Однако более эффективного соединения открытого криптовалютного пространства с традиционным финансовым рынком можно добиться с помощью стейблкоинов и токенизированных депозитов. Стейблкоины обеспечивают стабильность цен и снижают волатильность, что делает их подходящим средством для интеграции цифровых активов в традиционные финансовые операции.
Токенизированные депозиты, являясь цифровыми аналогами традиционных банковских депозитов, позволяют ускорить транзакции и снизить затраты, одновременно обеспечив гибкость и безопасность. Эти инструменты способны создать «мост» между двумя мирами — цифровым и традиционным — обеспечивая синергию и увеличивая доступность финансовых услуг.
Подобная интеграция не только поддерживает контроль за финансовыми потоками, но и способствует стимулированию коммерческой активности, привлекая новые инвестиции и открывая новые возможности для финансового сектора.
Вторая волна: расширение доступа и повышение гибкости
На втором этапе держатели криптоактивов получат доступ к более разнообразным торговым операциям, включая доступ к биржам и возможность прямой торговли, включая P2P‑сделки, между авторизованными Национальным банком (НБ) участниками. Это расширение доступа повысит гибкость и доступность криптовалютного рынка для широкой аудитории, сохранив при этом контроль и регулируемую среду.
Третья волна: создание регулируемых подсетей второго уровня
Третий этап будет сосредоточен на создании собственных регулируемых подсетей второго уровня, в которых смогут участвовать только авторизованные НБ участники рынка.
Подсети второго уровня — это дополнительные уровни инфраструктуры, построенные на основной блокчейн‑сети, которые позволяют оптимизировать операции, повысить масштабируемость и улучшить контроль за транзакциями. Примеры таких сетей уже существуют на рынке криптовалют — это, например, Lightning Network для биткоина и Arbitrum для эфириума, которые обеспечивают более быструю и дешевую обработку транзакций, сохраняя связь с основной сетью.
Подсети обеспечат более высокую степень контроля и будут служить песочницей для тестирования новых финансовых продуктов и услуг. Они позволят участникам полноценно работать в рамках инновационных проектов, гарантируя при этом соблюдение всех требований безопасности и законодательства.
Четвертая волна: полностью регулируемая закрытая сеть
Четвертая волна представляет собой создание полноценной закрытой сети, полностью находящейся под контролем регуляторов.
К этому моменту сеть должна наполнится ликвидностью, накопленной за предыдущие этапы‑волны. В этой сети участники рынка смогут реализовывать свои DeFi‑проекты — это финансовые сервисы, предоставляемые через блокчейн, без участия традиционных банков — и интегрировать более глубоко новые токенизированные продукты с классическими банковскими услугами.
Последний этап создания закрытой сети позволит открыть шлюзы/каналы в уже открытые сети, то есть сохранит возможность для интеграции с открытым криптомиром. Эта фаза послужит условием для появления устойчивой экосистемы, которая будет поддерживать инновации и развитие финансовых технологий, обеспечивая при этом защиту интересов всех участников и контроль со стороны государственных органов.
Зачем это всё?
Такой проект эволюции сохранит для Казахстана статус лидера финтех‑инноваций, а также предоставит значительные выгоды стране — придаст дополнительные коммерческие стимулы для участников рынка в использовании цифрового тенге, создаст условия для появления новых сервисов и продуктов на базе технологий Web 3.0 и, как следствие, стимулирует развитие новых финтех‑стартапов и всего сектора, а также повысит финансовую инклюзию. Интеграция с открытыми криптосетями позволит Казахстану обеспечить больший доступ к финансовым инструментам и услугам, ранее недоступным широкой аудитории.
Наконец, реализация концепции укрепит положение Казахстана на международной арене. Создание регулируемой криптоэкосистемы поможет республике подтвердить свою репутацию как одной из ведущих стран в области финансовых технологий и привлечь внимание международного сообщества, что повысит конкурентоспособность страны на глобальном уровне.
Крайне важно как можно скорее разработать и обсудить с участниками рынка подобный план, который объединит новую концепцию использования токенизации в финансовом секторе и новое регулирование. Такой подход обеспечит коммерческую привлекательность и создаст возможности для более эффективного использования цифрового тенге и токенизированных активов не только в целях государственного контроля, но и в интересах частного сектора, ускоряя их внедрение и адаптацию в коммерческой среде.
Управляющий директор Axellect Kazakhstan Антон Мусин для Forbes.kz